Интеллектуальные информационные системы

         

Маркетинговые исследования


Маркетинговые исследования проводятся в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для определения объема и номенклатуры закупаемых товаров и организации их адресной реализации конкретным группам потребителей.

Опросный лист разрабатывается таким образом, чтобы с помощью него можно было получить необходимую информацию о потребителях. В опросный лист могут входить фирменные товарные знаки и каталоги товаров как изготовленные типографским способом, так и с изображения товаров, снятые с их фотографий при помощи сканера и отпечатанные на цветном принтере. Опросный лист может служить одновременно и бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов (что более рационально).

Вопросы делятся на несколько групп:

– социальный и гражданский статус потребителя (пол, возраст, образование, состоит ли в браке, сколько имеет детей, форма занятости, если работает, то руководитель он или исполнитель и т.п.);

– уровень достатка в семье потребителя;

– товары, реально приобретенные потребителем за последнее время;

– товары, которые потребитель приобрел бы, если бы у него была финансовая возможность;

– частота приобретения товаров по их видам;

– какие потребительские и стоимостные характеристики товаров привлекают потребителя и какие его не устраивают;

– где потребитель реально приобретает товары: у частных лиц, в магазинах (каких), на рынках (каких);

– какие места приобретения товаров потребитель знает: наименования магазинов и рынков;

– какую роль в выборе товара играет сервис и способ обслуживания в магазине или на рынке.

В результате проведения маркетингового исследования выявляются потребительские предпочтения различных групп населения в определенном секторе рынка. Выясняется, "что, где, когда", кем и по каким причинам приобретается. Например, выясняется, что данная категория населения приобретает такие–то виды товаров в таких–то местах, а приобрела бы и такие, но если бы цена на них была более приемлемая. На основе этой информации может быть разработан план закупок или производства товаров, определена потенциальная емкость рынка на данный момент и перспективу, а также спрогнозирована его динамика, товар может поставляться адресно в те торговые точки, которые пользуются популярностью у конкретных категорий потребителей. Регулярное проведение маркетинговых исследований позволяет постоянно "держать руку на пульсе" и строить свою работу используя достоверное знание предпочтений возможностей и желаний своих потребителей. Имеется положительный опыт подобных исследований (по закрытой тематике).



Содержание раздела