Методика численных расчетов СК-анализа
Детальный список БКОСА и их алгоритмов
В таблице 25 приведен детальный список базовых когнитивных операций системного анализа, которым соответствует 24 алгоритма, которые здесь привести нет возможности из-за их объемности. Но они все приведены в полном виде в работе [64].
Таблица 25 – ДЕТАЛЬНЫЙ СПИСОК
БАЗОВЫХ КОГНИТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА (БКОСА)
№
алгоритма | Код БКОСА
по схеме СК-анализа | №
БКОСА | Наименование БКОСА
| Полное наименование базовых когнитивных операций системного анализа (БКОСА) | |||||
1.1 | 1 | Присвоение имен | Присвоение имен классам (интенсиональная, интегральная репрезентация) | ||||||
1.2 | Присвоение имен атрибутам (экстенсиональная, дискретная репрезентация) | ||||||||
1 | 2.1. | 2 | Восприятие | Восприятие и запоминание исходной обучающей информации | |||||
2 | 2.2. | Репрезентация. Сопоставление индивидуального опыта с коллективным (общественным) |
Продолжение таблицы 25
№
алгоритма | Код БКОСА
по схеме СК-анализа | №
БКОСА | Наименование БКОСА | Полное наименование базовых когнитивных операций системного анализа (БКОСА) | |||||
3 | 3.1.1. | 3 | Обобщение
(синтез, индукция). | Накопление первичных данных | |||||
4 | 3.1.2. | Исключение артефактов | |||||||
5 | 3.1.3. | Расчет истинности смысловых связей между предпосылками и результатами (обобщенных таблиц решений) | |||||||
6 | 3.2. | Определение значимости шкал и градаций факторов, уровней Мерлина | |||||||
7 | 3.3. | Определение значимости шкал и градаций классов, уровней Мерлина | |||||||
8 | 4.1. | 4 | Абстраги-
рование | Абстрагирование факторов (снижение размерности семантического пространства факторов) | |||||
9 | 4.2. | Абстрагирование классов (снижение размерности семантического пространства классов) | |||||||
10 | 5. | 5 | Оценка адекватности | Оценка адекватности информационной модели предметной области | |||||
11 | 7. | 6 | Сравнение, идентификация и прогнозирование | Сравнение, идентификация и прогнозирование. Распознавание состояний конкретных объектов (объектный анализ) | |||||
12 | 9.1. | 7 | Анализ,
дедукция и абдукция | Анализ, дедукция и абдукция классов (семантический анализ обобщенных образов классов, решение обратной задачи прогнозирования) | |||||
13 | 9.2. | Анализ, дедукция и абдукция факторов (семантический анализ факторов) | |||||||
14 | 10.1.1. | 8 | Классификация и генерация конструктов | Классификация обобщенных образов классов | |||||
15 | 10.1.2. | Формирование бинарных конструктов классов | |||||||
16 | 10.1.3. | Визуализация семантических сетей классов | |||||||
17 | 10.2.1. | Классификация факторов | |||||||
18 | 10.2.2. | Формирование бинарных конструктов факторов | |||||||
19 | 10.2.3. | Визуализация семантических сетей факторов | |||||||
20 | 10.3.1. | 9 | Содержательное сравнение | Содержательное сравнение классов | |||||
21 | 10.3.2. | Расчет и отображение многомногозначных когнитивных диаграмм, в т.ч. диаграмм Мерлина | |||||||
22 | 10.4.1. | Содержательное сравнение факторов | |||||||
23 | 10.4.2. | Расчет и отображение многомногозначных когнитивных диаграмм, в т.ч. инвертированных диаграмм Мерлина | |||||||
24 | 11. | 10 | Планирование
и управление | Многовариантное планирование и принятие решения о применении системы управляющих факторов |
Иерархическая структура данных семантической информационной модели СК-анализа
На рисунке 43 приведена в обобщенном виде иерархическая структура баз данных семантической информационной модели системно-когнитивного анализа. На этой схеме базы данных обозначены прямоугольниками, а базовые когнитивные операции системного анализа, преобразующие одну базу в другую – стрелками с надписями. Имеются также базовые когнитивные операции, формирующие выходные графические формы. Из этой схемы видно, что одни базовые когнитивные операции готовят данные для других операций, относящихся к более высоким уровням иерархии системы процессов познания. Этим определяется возможная последовательность выполнения базовых когнитивных операций.
|
Рисунок 43. Иерархическая структура баз данных семантической информационной модели системно-когнитивного анализа |