Интеллектуальные информационные системы

         

Обоснование принципиальной возможности реализации идеи


Относительная независимость функций от поддерживающих их структур

При рассмотрении самой идеи реализации естественного интеллекта на иной материальной основе сразу возникает вопрос о том, на сколько это вообще в принципе возможно, т.е. вопрос о том, могут ли интеллектуальные функции

быть реализованы на основе иной, чем мозг, материальной структуры. Это вопрос о соотношении функций и поддерживающих их структур.

Конечно, структура зависит от функций, которые она поддерживает, и в целом более сложные функции поддерживаются более сложными структурами. Однако к счастью эта связь "структура – функция" не однозначна, т.е. одни и те же функции могут поддерживаться самыми разнообразными, т.е. альтернативными структурами. Так, например, согласно современным представлениям (В.А. Драгавцев) определенные фенотипические признаки могут поддерживаться различными генными ансамблями, а не только конкретными генами, как в теории Менделя.

Если ген уподобить букве алфавита, а смысл фразы – фенотипическому признаку, то можно сказать, что возможно очень большое количество фраз с одним и тем же смысловым содержанием (тогда как в классической генетике считалось, что признак соответствует гену, хотя есть и такие). После расшифровки генома человека мы настолько же приблизились к его пониманию, как изучивший русскую или немецкую азбуку англичанин, не знающий этих языков, приблизился к чтению в оригинале и пониманию содержания "Войны и Мира" Льва Толстого или "Феноменологии Духа" Георга В.Ф.Гегеля.

При этом обычно функциональная универсальность достигается за счет определенной структурной избыточности, что неизбежно приводит к уменьшению эффективности поддержки конкретных функций, по сравнению с их специализированной реализацией. На этих закономерностях самым существенным образом основано все развитие нашей технократической цивилизации, т.к. прогресс техники представляет собой ни что иное, как процесс последовательной передачи трудовых функций человека средствам труда.


И системы искусственного интеллекта, с этой точки зрения, представляют собой совершенно закономерный, более того – даже неизбежный, этап развития информационных средств труда, т.е. современных информационных технологий.

Но функция (или определенное качество) вполне корректно рассматривать и как свойство соответствующей поддерживающей его структуры. Поэтому, для того, чтобы сформировать более углубленное представление о соотношении структуры и поддерживаемых ими функций кратко рассмотрим диалектику "Структура – свойство – отношение".

Диалектика: "Структура – свойство – отношение"

Рассмотрим простой пример. Два электрона определенным образом взаимодействуют друг с другом, находясь в определенных отношениях, а именно – отталкиваясь друг от друга с различной силой, зависящей от расстояния между ними. Но о каждом электроне можно сказать, что он обладает свойством

отталкиваться от другого электрона. Чем поддерживается (обеспечивается) это свойство электронов, благодаря которому они могут быть в определенных отношениях друг с другом?

В науке настоящего времени считается, что существует соответствующая материальная структура, которая называется "электрическое поле" и является одной из форм электромагнитного поля. Возникает вопрос - а может ли эта структура существовать независимо от электрона?

Уже давно Герцем и Максвеллом получен однозначный положительный ответ на этот вопрос: "Да, может, и это – электромагнитные волны!!!"

Таким образом, свойство может существовать как некая материальная структура отдельно и независимо от объекта, свойством которого оно являлось и благодаря которому этот объект вступал в определенные отношения с другими объектами, обладавшими тем же свойством.



Так нам светят звезды, которых, давно уже нет. Мы восхищаемся произведениями художников, поэтов и музыкантов давно прошедших времен. Поэтому шутка Л.Кэррола об улыбке Чеширского кота, висевшей в воздухе, хотя сам кот и ушел, не так уж и далека от истины.Ряд исследований о квантовой природе сознания [165, 219] свидетельствует в пользу того, что определенные формы сознания может существовать независимо от физического организма.

Итак, существуют различные точки зрения на одно и то же, которое, при различных условиях, может рассматриваться либо как определенные отношения объектов, либо как свойства этих объектов, на которых основаны их отношения, либо как самостоятельно существующая материальная структура.

Каждая точка зрения имеет право на существование, но, по-видимому, каждая последующая из этих точек зрения является более глубокой, чем предыдущая.


Содержание раздела