Интеллектуальные информационные системы

         

Учебные вопросы:


1. Основные положения информационно-функциональной теории развития техники

2. Информационная теория стоимости

3. Интеллектуализация – генеральное направление и развития информационных технологий


1. Данные, информация, знания. Системно-когнитивный анализ как развитие концепции смысла Шенка-Абельсона.

2. Понятие: "Система искусственного интеллекта", место СИИ в классификации информационных систем.

3. Определение и классификация систем искусственного интеллекта, цели и пути их создания.

4. Информационная модель деятельности специалиста и место систем искусственного интеллекта в этой деятельности.

5. Жизненный цикл системы искусственного интеллекта и критерии перехода между этапами этого цикла.




1. Системный анализ, как метод познания.

2. Когнитивная концепция и синтез когнитивного конфигуратора.

3. СК-анализ, как системный анализ, структурированный до уровня базовых когнитивных операций.

4. Место и роль СК-анализа в структуре управления.






1. Теоретические основы системной теории информации.

2. Семантическая информационная модель СК-анализа.

3. Некоторые свойства математической модели (сходимость, адекватность, устойчивость и др.).

4. Взаимосвязь математической модели СК-анализа с другими моделями.




1. Принципы формализации предметной области и подготовки эмпирических данных.

2. Иерархическая структура данных и последовательность численных расчетов в СК-анализе.

3. Обобщенное описание алгоритмов СК-анализа.

4. Детальные алгоритмы СК-анализа.




1. Назначение и состав системы "ЭЙДОС".

2. Пользовательский интерфейс, технология разработки и эксплуатации приложений в системе "ЭЙДОС".

3. Технические характеристики и обеспечение эксплуатации системы "ЭЙДОС" (версии 12.5).

4. АСК-анализ, как технология синтеза и эксплуатации рефлексивных АСУ активными объектами.

В данной лекции рассматривается инструментарий автоматизации СК-анализа в качестве которого выступает универсальная когнитивная аналитическая система "Эйдос". Данная система является одним из вариантов программной реализации предложенной математической модели и численного метода СК-анализа. Наличие данного инструментария, автоматизирующего СК-анализ, позволяет ввести в новый термин: автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ), под которым понимается СК-анализ, оснащенный математическим методом, методикой численных расчетов и реализующим их программным инструментарием.




1. Интеллектуальные интерфейсы. Использование биометрической информации о пользователе в управлении системами.

2. Системы с биологической обратной связью.

3. Системы с семантическим резонансом. Компьютерные (Y-технологии и интеллектуальный подсознательный интерфейс.

4. Системы виртуальной реальности и критерии реальности. Эффекты присутствия, деперсонализации и модификация сознания пользователя.

5. Системы с дистанционным телекинетическим интерфейсом.




1. Основные понятия и определения, связанные с системами распознавания образов.

2. Проблема распознавания образов.

3. Классификация методов распознавания образов.

4. Применение распознавания образов для идентификации и прогнозирования. Сходство и различие в содержании понятий "идентификация" и "прогнозирование".

5. Роль и место распознавания образов в автоматизации управления сложными системами.

6. Методы кластерного анализа.




1. Многообразие задач принятия решений.

2. Языки описания методов принятия решений.

3. Выбор в условиях неопределенности.

4. Решение как компромисс и баланс различных интересов. О некоторых ограничениях оптимизационного подхода.

5. Экспертные методы выбора.

6. Юридическая ответственность за решения, принятые с применением систем поддержки принятия решений.

7. Условия корректности использования систем поддержки принятия решений.

8. Хранилища данных для принятия решений.




1. Экспертные системы, базовые понятия.

2. Экспертные системы, методика построения.

3. Этап-1 синтеза ЭС: "Идентификация".

4. Этап-2 синтеза ЭС: "Концептуализация".

5. Этап-3 синтеза ЭС: "Формализация".

6. Этап-4 синтеза ЭС: "Разработка прототипа".

7. Этап-5 синтеза ЭС: "Экспериментальная эксплуатация".

8. Этап-6 синтеза ЭС: "Разработка продукта".

9. Этап-7 синтеза ЭС: "Промышленная эксплуатация".

Данный раздел основан на конспекте лекций по курсу "Основы проектирования систем искусственного интеллекта": Сотник С.Л. (1997-1998), который несложно найти Internet, например, по адресу: http://neuroschool.narod.ru/books/sotnik.html [191].




1. Биологический нейрон и формальная модель нейрона Маккалоки и Питтса.

2. Возможность решения простых задач классификации непосредственно одним нейроном.

3. Однослойная нейронная сеть и персептрон Розенблата.

4. Линейная разделимость и персептронная представляемость.

5. Многослойные нейронные сети.

6. Проблемы и перспективы нейронных сетей.

7. Модель нелокального нейрона и нелокальные интерпретируемые нейронные сети прямого счета.

В разделах 1.3.5.1 и 1.3.5.3 широко использованы материалы лекций по теории и приложениям искусственных нейронных сетей, размещенные в Internet Сергеем А. Тереховым, Лаборатория Искусственных Нейронных Сетей НТО-2, ВНИИТФ, Снежинск (http://alife.narod.ru/lectures/neural/Neu_index.htm) [197].




1. Основные понятия, принципы и предпосылки генетических алгоритмов.

2. Пример работы простого генетического алгоритма.

3. Достоинства и недостатки генетических алгоритмов.

4. Примеры применения генетических алгоритмов.




1. Определение основных понятий: "Когнитивное моделирование" и "Классическая когнитивная карта", их связь с когнитивной психологией и гносеологией.

2. Когнитивная (познавательно-целевая) структуризация знаний об исследуемом объекте и внешней для него среды на основе PEST-анализа и SWOT-анализа.

3. Разработка программы реализации стратегии развития исследуемого объекта на основе динамического имитационного моделирования (при поддержке программного пакета Ithink).




1. Интеллектуальный анализ данных (data mining)

2. Типы выявляемых закономерностей data mining.

3. Математический аппарат data mining.

4. Области применения технологий интеллектуального анализа данных.

5. Автоматизированные системы для интеллектуального анализа данных.

Данная лекция основана на работе В. Дюк, А. Самойленко. Data Mining: учебный курс (+ CD-ROM). 2001 г. Издательство: Питер. Серия: Учебный курс. – 368с., а также материалах сайта компании BI Partner: http://www.bipartner.ru/services/dm.html.




1. Обзор опыта применения АСК-анализа для управления и исследования социально-экономических систем.

2. Поддержка принятия решений по выбору агротехнологий, культур и пунктов выращивания.

3. Прогнозирование динамики сегмента рынка.

4. Анализ динамики макроэкономических состояний городов и районов на уровне субъекта Федерации в ходе экономической реформы (на примере Краснодарского края) и прогнозирование уровня безработицы (на примере Ярославской области).




1. Ограничения АСК-анализа и обоснованное расширение области его применения на основе научной индукции.

2. Перспективы применения АСК-анализа в управлении.

3. Развитие АСК-анализа.

4. Другие перспективные области применения АСК-анализа и систем искусственного интеллекта.



Содержание раздела