Шум можно рассматривать как сочетание неполноты информации (т.к. некоторые значащие символы исчезают из описаний объектов), и дезинформации (т.к. в описание включаются ложные символы).
Поэтому замену символов в словах на символы, которые не встречаются по обучающей выборке можно считать неполнотой информации. Этот случай мы рассматривать не будем, т.к. по сути уже рассмотрели его в предыдущем пункте.
Рассмотрим пример, в котором одно слово заменой букв преобразуется в другое слово, например, слово "критик" преобразуется в слово "окорок". Каждой замене будет соответствовать одна анкета распознаваемой выборки (таблица 73):
Таблица 73 – ВАРИАНТЫ КОДИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА ОБУЧАЮЩЕЙ ВЫБОРКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ УРОВНЕМ ШУМА
№ |
Класс |
Коды признаков |
|||||||||||||
1 |
КРИТИК |
47 |
53 |
45 |
55 |
45 |
47 |
||||||||
2 |
КРОТИК |
47 |
53 |
51 |
55 |
45 |
47 |
||||||||
3 |
КРОТОК |
47 |
53 |
51 |
55 |
51 |
47 |
||||||||
4 |
ОКОРОК |
47 |
53 |
51 |
51 |
51 |
47 |
Результаты идентификации представлены на рисунке 135:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рисунок 135. Результаты идентификации в условиях шума в системе "Эйдос" |
Видим, что модель обладает определенной устойчивостью и к шуму.