Основы визуальной алгоритмизации

         

Разветвленные алгоритмы


Разветвленные алгоритмы в своем составе содержат блок условия и различные конструкции ветвления. Ветвление

- это структура, обеспечивающая выбор между  альтернативами.



а) ветвление               б)неполное ветвление        в) многоальтернативный   выбор

Рис. 4. Структуры ветвления

Каждая управляющая структура ветвления имеет один вход и один выход. Ветвления содержат блок условия, в котором записывают логические условия, такие как  А >С , X<= Y. В зависимости от значений переменных А,С в управляющей структуре ветвления на рис. 4 а) условие А >С принимает значение "истина" или "ложь" и процесс вычислений включает блок действия Z=A или Z=C. Аналогично происходит и в управляющей структуре неполного ветвления (рис. 4 б)). Только в этом случае , если условие X<= Y истинно, то выполняется действие С=Х, в противном случае никаких действий не выполняется.

В управляющей структуре многоальтернативный выбор в блоке условия записывается переменная, в данном случае Х, которая может принимать различные значения (рис. 4в)). Если значение пременной  Х совпадет с одним из значений в блоке действия, то выполняется действия , записанные в этом блоке. Например, если Х=1, то выполнится действие У=1. Если значение Х не совпало ни с одним из значений, указанных в блоках справа, то выполняется действие в блоке слева, которого также как и в неполном ветвлении может и не быть.

Пример 2.Составить алгоритм нахождения минимального значения из 3-х чисел. Решение. Для определения минимального значения будем использовать проверку пары значений. Визуальные  разветвленные алгоритмы приведены на рис.5,6,7. Эти алгоритмы использует для обозначения чисел переменные значения А,В,С и вложенные структуры ветвления.

Рис. 5. Поиск минимального значения из трех чисел A,B,C при  помощи  двойного  сравнения.


Рис. 6.Поиск  минимального  числа  из  трёх А,В,С.

Метод  последовательного  сравнения .

Пример 3. Составить алгоритм определения находится ли точка М с координатами Х,У на окружности радиуса R.

Решение.

Визуальный алгоритм приведен на рис. 8.Для решения в нем используется математическая модель в виде формулы окружности  R2   = X2+Y2.

Рис. 7.Поиск  минимального                   Рис. 8. Определить находит-

числа  из  трёх А,В,С. Метод                   ся ли точка М с координа-

сравнения с промежуточной                    ми Х,У на окружности

переменной М.                                           радиуса R.

Пример 4. Составить алгоритм определения  корней   уравнения (X2+B*X+C=0).

Решение.

При составления этого алгоритма надо рассмотреть случаи, когда уравнение не имеет корней и когда имеется только один корень.Обозначим корни уравнения через переменные Х1,Х2. D - промежуточная переменная для вычисления дискриминанта. Алгоритм вычисления корней уравнения заданного вида приведен  на рис. 9.

Рис.9. Алгоритм вычисления корней уравнения X2+B*X+C=0


Содержание раздела