ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


Интеллектуальные информационные системы - стр. 11


Также при заполнении атрибутов фрейма необходимыми данными запускаются на выполнение присоединенные процедуры.

Рис. 1.5.  Прямая цепочка рассуждений

Рис. 1.6.   Обратная цепочка рассуждений

                Механизм объяснения. В процессе  или  по результатам решения задачи пользователь может запросить объяснение или обоснование хода решения.  С этой  целью  ЭС должна предоставить соответствующий механизм объяснения.  Объяснительные способности ЭС определяются возможностью механизма вывода  запоминать  путь  решения  задачи.  Тогда на вопросы пользователя "Как?" и "Почему?" получено решение или запрошены те или иные  данные  система всегда  может выдать цепочку рассуждений до требуемой контрольной точки, сопровождая выдачу объяснения заранее подготовленными комментариями. В случае  отсутствия решения задач объяснение должно выдаваться пользователю автоматически. Полезно иметь возможность и гипотетического объяснения решения задачи,  когда система отвечает на вопросы,  что будет в том или ином случае.

                Однако, не всегда пользователя может интересовать полный вывод решения,  содержащий множество ненужных деталей.  В этом случае  система должна  уметь выбирать  из цепочки только ключевые моменты с учетом их важности и уровня знаний пользователя.  Для этого в базе знаний необходимо поддерживать модель знаний и намерений пользователя. Если же пользователь продолжает не понимать полученный ответ,  то  система должна быть  способна в диалоге на основе поддерживаемой модели проблемных знаний обучать пользователя тем или иным фрагментам знаний,  т.е. раскрывать более подробно отдельные понятия и зависимости, если даже эти детали непосредственно в выводе не использовались.

                Механизм приобретения знаний. База знаний  отражает  знания  экспертов  (специалистов) в данной проблемной области о действиях в различных ситуациях или процессах решения  характерных задач.  Выявлением подобных знаний и последующим их представлением в базе знаний занимаются специалисты,  называемые инженерами  знаний.  Для  ввода знаний в базу и их последующего обновления ЭС должна обладать механизмом приобретения знаний.




Начало  Назад  Вперед