ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


Интеллектуальные информационные системы - стр. 13


Источники знаний могут быть альтернативными (множество миров) или дополняющими друг друга (кооперирующими).

                В соответствии с перечисленными признаками классификации, как правило, выделяются следующие четыре основные класса экспертных систем (рис. 1.7)

 

 

Анализ

Синтез

Детерминирован-ность знаний

Классифици-рующие

Трансформи-рующие

Один источник

знаний

Неопределенность знаний

Доопределя-ющие

Многоагент-ные

Множество источн. знаний

Статика

Динамика

Рис. 1.7. Классы экспертных систем

                Классифицирующие экспертные системы. К аналитическим задачам прежде всего относятся задачи распознавания различных ситуаций,  когда по набору заданных признаков  (факторов) выявляется сущность некоторой ситуации, в зависимости от которой выбирается  определенная  последовательность  действий. Таким образом,  в  соответствии с исходными условиями среди альтернативных  решений находится одно, наилучшим образом удовлетворяющее поставленной цели и ограничениям.

                Экспертные системы, решающие задачи распознавания ситуаций, называются классифицирующими, поскольку определяют принадлежность анализируемой ситуации к некоторому классу. В качестве основного метода формирования решений используется метод логического дедуктивного  вывода  от  общего  к частному, когда путем подстановки исходных данных в некоторую совокупность взаимосвязанных общих утверждений получается частное заключение.

                Доопределяющие экспертные системы. Более сложный тип аналитических задач представляют задачи,  которые решаются на основе неопределенных исходных данных и  применяемых знаний. В этом случае экспертная система должна как  бы  доопределять  недостающие знания,  а в пространстве решений может получаться несколько возможных решений с различной вероятностью  или  уверенностью  в необходимости их выполнения.  В качестве методов работы с неопределенностями могут использоваться байесовский вероятностный подход,  коэффициенты  уверенности,  нечеткая логика.




Начало  Назад  Вперед